Инопланетяне? В школе?..

alien09-01_cover1-400-site[1]Название: Инопланетяне в школе №9 / Alien 9
Автор: Томидзава Хитоши
Жанр: сейнен, школа, фантастика, драма, триллер, ужасы
Доступность: издан на русском (ФК) Объём: 3 тома
Что хорошего: рвёт шаблоны, стереотипы и желание красиво и героично сражаться со всякой нечистью (наверное)
Что плохого: слишком жестоко пытается рвать, не подходит широкому кругу читателей
Кому можно читать: 16+, с условием более-менее спокойного отношения к рисованному насилию и мрачным историям, с умением анализировать прочитанное
Кому не надо читать: заядлым любителям теории заговора, впечатлительным, младшему возрасту

Обложка первого тома так и приманивает многочисленных любителей школьных историй и приключений девочек, прямо из-за парты вставших на защиту мира. Приманивает — и обманывает. Уже на середине тома такой читатель будет, скорее всего, плеваться от отвращения и непонимания.  Всю суть этой вещи выражает вот такая иллюстрация (из конца 1 тома):

alien-9

Радостный поход по магазинам, сердечки. Обычная девочковая история, да? Только вот обезглавленный манекен на переднем плане так и лезет в глаза, вызывая некоторую… подспудную тревогу.

Внешнее

С первых страниц мы попадаем в мир, где нормальным считается отправлять шестиклассниц на борьбу с пришельцами, выдавая им в помощь других пришельцев под названием «богу». Подходящая завязка для наивной истории, предназначенной для таких же шестиклассниц, не так ли? Ведь вроде бы понятно, что реальные пришельцы, да ещё и такие разнообразные, как здесь, в любой момент могут оказаться чем-то таким, с чем и взрослые не смогут справиться. А здесь всё — ну просто как в типичной анимешной сказке: борьба происходит на территории средних школ, является совершенно формальной обязанностью вроде работы старосты. Ещё и должность охотницы вроде бы завидная: сопровождается освобождением от ряда других школьных обязанностей. Очень даже весело: за стеной идут уроки, а ты катаешься на роликах по коридору и стреляешь транквилизатором в непонятную тушу, грозящую раздробить всё вокруг. Только почему-то желающих на эту должность не так много. Через формальное одобрение и социальную «нормальность» происходящего у большинства девочек пробивается глубинное, ксенофобное отвращение к тому, чтобы обзавестись приятелем и соратником «богу», который будет сидеть на голове и слизывать частички кожи. Все об этом знают и все (даже сами школьницы) относятся примерно так же, как к нежеланию детей ходить в садик: перерастут, привыкнут, это ведь социальная норма. И вот, главная героиня Юри Отани, глупышка эдакая, никак не может перерасти свой страх перед пришельцами. Её обморочная реакция на «богу» изображена так же, как в обычной школьной истории — какое-нибудь неуклюжее падение милой неловкой «моэ»-героини. Впоследствии и у других девочек из её команды вскрываются небольшие внутренние проблемы — в общем, всё идёт так, как полагается в школьной манге, особенно с примесью сверхъестественных приключений.

И в результате, кажется, мы действительно имеем весёленькую школьную приключенческую историю. Но это только первый, верхний слой. Второй же прорывается из-под него постепенно. Встреча с пришельцами-паразитами (происходящая как что-то само собой разумеющееся) или резкое превращение инопланетной зверушки в кровавую кляксу вызывают диссонанс на фоне лиц миленьких девочек, негодование по отношению к автору, и только потом заставляют подозревать неладное в самой истории. И наконец, неладное прорывается и расцветает буйным цветом. И что страшно-то: все вокруг по мере сил своих по-прежнему относятся к этому так, как будто так и надо. На то есть вполне объективная причина, которую я здесь не буду явно раскрывать.

Школьная история подходит к концу так, как и положено оной: дружелюбно и няшно. История же войны с инопланетянами получает своих «положительных» и «отрицательных» (условно говоря) героев. В ней тоже всё в конечном итоге идёт нормально, хотя и не совсем по плану. Кое-как, с обрывами, с кучей сюжетных недомолвок для читателя — но самих-то героинь, внутри истории, это не интересует. Для них такое течение событий естественно. В конечном счёте все остаются довольны. Даже глупенькая маленькая Юри Отани перестаёт задаваться вопросом: «Что со всеми случилось?».

Переросла. Привыкла.

Внутреннее

Ключевая сила, движущая всеми изменениями в данной истории — желание. В первую очередь — желание счастья. Это оно порождает изменение направлений движения разума, изменение намерений, а при должных обстоятельствах довольствуется ощущениями тепла и дружелюбия. Но вот чем индуцировано желание, или, может быть, кем? Героини не решают вопроса о том, принадлежат ли их желания им самим. У них даже мысли такой не возникает. Хорошо себя чувствуют — и ладно. История перепрыгивает через ценность человеческой личности и вопросы свободы воли. Зацепляет их, но не решает полностью или решает в рамках стереотипов описанного в истории социума, где «богу» стали желанными гостями школ и прочих учреждений. И тем самым как будто бы подчёркивает ущемлённость этих вопросов в данном альтернативном мире. Несерьёзно здесь даже отношение к кровавому разрушению тел: в большинстве случаев они всё равно регенерируют в клеточном растворе, которым снабжены школьные медпункты не хуже, чем спиртом и зелёнкой. Пока голова подруги отращивает тело, можно навестить её, поболтать. Ничего страшного, в общем, не происходит.

Название «богу» в английской версии транслитерировали как borg. А мне вот оно напоминает слово bogus. Фальшивые друзья человечества на фоне происходящего будто бы становятся друзьями истинными. Девочки слушают положительные описания старшего поколения, переживают положительный опыт. Значит — делает вывод  их разум — надо относиться к этим «жабам» положительно и проходить через то же, через что проходят все. А потом всё будет хорошо.

Мораль и оценка

«Инопланетяне в школе №9» — это смесь «Ловца карт Сакуры» с «Чужим» и «Домом скитальцев». Это яростный и резкий разрушитель иллюзий для тех, кто получил интоксикацию от историй о сверхспособностях и приключениях школьников. Только для этого нужно хотя бы задумываться над происходящим в манге. И если бы не жуткие сцены, психоделические образы и чрезмерное психологическое давление — иными словами, если бы рейтинг манги был хотя бы 12+ — эта вещь была бы не только интересной сама по себе, но могла бы стать хорошей альтернативой армии коммерчески-волшебных и супергероических историй как раз на том, раннем уровне интоксикации. К сожалению, не знаю ни одной аналогичной манги на тему того, что «всё не так просто, как кажется», но чтоб именно для того самого 12+ возраста. Именно поэтому и не могу признать «Alien 9» полноценной Хорошей Историей: я даже не знаю, кому её можно порекомендовать так, чтоб это было действительно скорее полезно, чем вредно.

Рейтинг. Издание.

На официальном сайте Фабрики Комиксов эта манга отображена с рейтингом 16+. К сожалению, на томиках это не обозначено, и совершенно зря: обложка-то обманчива. Рейтинг свой данная сейнен-манга более чем оправдывает обилием нарастающего насилия. Также она содержит очень напряжённую атмосферу и идеи, требующие порядочно внимательного чтения и вдумчивого рассуждения. Ну и на всякий случай упомяну, что в паре кадров «богу» облизывают девочкам оголённые спины (это питание такое).

Это одно из старых изданий Фабрики, и на втором прочтении странички уже характерно податливы от слабоватого клеевого слоя. Однако не приходится надеяться на переиздание (в своё время эта вещь была встречена только огромным недоумением), а также на издание однотомника-продолжения. Продолжение, кстати, абсолютно не обязательно к прочтению, и лично я его вообще не рекомендую. История самодостаточна и без него.

Оставьте комментарий