Киборг 009: оружие, восставшее против войны

cyborg-009-manga-volume-2-japonaiseНазвание: Киборг 009 / Cyborg 009
Автор: Шотаро Ишиномори Жанр: сёнен, экшн, фантастика, супергерои, антивоенная драма
Доступность: отсканированное издание Tokyopop (англ.)
Объём: 10 томов первой части основной истории (5 — продолжение, много дополнительных историй)
Кому можно читать: 12+, первые тома допустимы для меньшего возраста

manga3Кому нужно читать: тем, кто при виде падающей звезды загадал бы автомат или паутину Спайдермена; любителям ретроманги
Кому не читать: впечатлительным представителям указанной возрастной категории

«Киборг 009» — некогда крайне популярная манга, одна из тех, что заложила основы всей последующей культуры сёнен-манги. Помимо призов и огромных тиражей она также обладает немалым количеством сторонних историй о жизни главных героев, переизданий, пересьёмок аниме и даже современным продолжением (Re:Cyborg 009). Всё это говорит о том, что данное произведение — одно из классических. Данный обзор сделан не в последнюю очередь в связи с тем, что издательство «Фабрика Комиксов» проявляет интерес к работам Ишиномори в целом и, как недавно оказалось, к «Киборгу» в частности. Ну-ка, посмотрим, может ли это стать хорошей инициативной, ведь не всегда полезно то, что популярно… Я коснусь только самой первой и основной истории, которая занимает 10 томов из этой очень длинной серии.

Холодная война и гонка вооружений — это то, что является завязкой сюжета. Боевые действия и производство оружия давно стали способом набивания карманов кого-то, кто сидит наверху, «торговцев смертью» — манга ставит нас перед этим фактом с самого начала и красочно напоминает на протяжении всей истории. В голову загадочного архизлодея по имени Чёрный Призрак приходит идея объединить оружие с солдатами в одну боевую единицу, чтобы использовать получившихся киборгов как средство разжигания бесконечных войн на Земле. С этого начинается движение сюжета. Потому что людей, над которыми был поставлен эксперимент, как-то забыли спросить о том, а хотят ли они этого.

c0091[1]«Изделия» взбунтовались против «создателей»

«Киборг 009» — это «Люди Икс» от японской манги.  Схожая задумка, интернациональный состав и путешествия по всему миру. Но всё это пронизано собственными идеями автора. За простым и детским стилем рисунка, типичными супергеройскими драками и боевыми коллизиями, ретро-юмором стоят нешуточные вопросы. Обычные люди волей мирового закулисья оказываются выхвачены из привычной жизни и насильно превращены в киборгов. Вместо имён — номера, вместо обычного и привычного тела — высокотехнологичная начинка. И самое главное — из мирных жителей они превращены в мировую угрозу и оказались втянуты в нескончаемые боевые действия, которые им самим ненавистны. Как им построить друг с другом доверительные отношения и научиться работать в команде, как превосходить внутренние конфликты?  Как им теперь относиться к себе: могут ли они теперь считать себя людьми, если их тела механизированы, и в них встроены машины для убийства? Другие обычные люди оказываются жертвами действий злокозненных организаций. Как они отнесутся к «нелюдям», даже если это их спасители, и вообще — как человеческий социум воспримет своих новых членов? (Данная тема здесь затронута только вскользь. Она значительно ярче поднята в предшественнике этой манги — «Астробое», где стала почти основной. Возможно, острота её связана для японцев с тем, что это вообще закрытая и консервативная нация, плохо принимающая отличное от традиционного.) Как следствие, культа суперспособностей здесь сравнительно немного, поскольку то и дело всплывает оборотная сторона «счастья» обладать подобным «подарком». После насыщенной приёмами и хитроумными решениями битвы запал Шимамуры Джо — того самого 009, то есть девятого в команде — вполне может остудить и осадить косой взгляд только что спасённых ими людей: «Машины несут только зло». Отличаются персонажи не столько по тем или иным способностям, сколько по своим характерам: кто-то пуглив, кто-то старается как можно реже опускаться до убийства других людей, даже бандитов, кто-то —  отпускает шуточки даже в самой яростной заварушке. Некоторая объёмность человеческих характеров присуща и многим врагам маленького отряда киборгов-бунтарей. Даже если они выглядят, как огромные роботы или что-то вообще не антропоморфное, в чём от человека остался только разум. По ходу истории герои вынуждены сражаться с бандитами, неонацистами, наконец — более мощными киборгами. Которые, естественно, тоже были простыми людьми, и не всегда им по душе служить создателям своих новых тел. Некоторые второстепенные противники могут и застрелиться, страдая от угрызений совести и своей новой нечеловеческой природы.

К слову сказать, многие бои в первой половине истории иначе как заварушками назвать трудно: очень они игрушечные, как в мультфильмах про Тома и Джерри. Эти бои, если только это не «встречи с боссом», оказываются главным полигоном для юмора, подаваемого как в текстовом виде, так и чисто визуально. Шотаро Ишиномори, автор «Киборга» — последователь Тезуки, а потому примерно так же играет с происходящим в кадрах.  В «проходных» боях не видно крови, побитые иной раз вообще отделываются печальным видом и пластырями. Ненатуральное насилие всё же остаётся насилием, но как будто теряет своё свойство быть формой жестокости. Однако, не все бои таковы. Катастроф и смертей в манге всё же хватает, уже первые главы очень драматичны. Далее напряжение спадает, но к концу каждой сюжетной арки нарастает снова. И к середине манги нас начинают встречать уже глобальные катастрофы: Чёрный Призрак, жаждущий поймать своих беглецов, не скупится на средства. И всё же на протяжении всей манги за счёт стиля рисунка разрушения и гибели лишены натурализма, они служат скорее символами для того, что описано в тексте и репликах. Самые последние тома — это то, что однозначно даёт данной манге рейтинг не ниже 12+. Концовка трагична, неожиданна, но очень красива и пронизывает антивоенным посылом. (Тем, кто поспешит расстроиться, напомню, что после 10 томов первой истории есть ещё 5 томов продолжения.)

Несмотря на всё сказанное о сражениях, в ноль-ноль-команде царят гуманные настроения, хотя и в разной степени у каждого из её участников. Это ещё одна идейная особенность данной манги. Вместо того, чтобы жаждать новых усилений своих возможностей, герои-киборги хотят для самих себя только одного: сохранить в себе то, что в них осталось от человеческих существ. Особенно это подчёркнуто в  поведении благородного 009. Шимамуре Джо часто приходится выбирать между благоразумием и жалостью к противнику. Конечно, не всех удаётся спасти, не всех оказывается допустимо пощадить. Но иногда неблагоразумный поступок милосердия может дать неожиданное преимущество в битве со злом, пытающимся угнездиться не только на военных базах, но и в сердцах жителей Земли.

Первая половина истории касается реальных военных событий. Вторая же постепенно развивает всё более и более фантастические идеи. Автор вдохновляется сначала образами из греческих мифов для создания новых противников, потом вовсю использует легенды о подземных цивилизациях. Делает он это, на мой взгляд, даже слишком убедительно, рассказывая читателю несколько исторических загадок и фантастических гипотез, смешивая таким образом реальность с домыслами.

  cyborg-009-manga-volume-6-simple  CYBORG 009 T9[MAN].indd.pdf

Когда эта манга издавалась в Штатах, там камнем преткновения стали «устаревшие социальные стереотипы». Американцы усмотрели расистские нападки в архетипичном пухлогубом образе негра Пюнмы (008 в команде киборгов) и папуасской внешности прочих африканцев, их пассивном и жалком поведении относительно белых угнетателей.  А как по мне, это вполне себе отображение уродливости рабовладельческого строя. Образ Франсуазы (003), которой придали не боевые, а вспомогательные способности (сильнейшие слух и зрение), тоже не понравился критикам: мол, единственная девушка в команде только нянчится с малышом-псиоником 001 да изредка появляется в кадре, улавливая отдалённую опасность. Киндер-китчен… Действительно, в те времена японцы не стали бы принимать более боевую и агрессивную участницу команды. Зато благодаря этому сегодня имеем такую вот альтернативную героиню, отличающуюся от уверенных в себе японских и жёстких западных защитниц добра и справедливости. Получается, можно быть по призванию нежной балериной и заботливым человеком, и при этом не мешаться под ногами мужской части команды по спасению мира. Франсуаза отнюдь не второстепенный персонаж — она не раз обнаруживает скрытые ловушки и далёких врагов. Есть у неё и ещё одна важная роль: чувствительная во всех смыслах, она ведёт себя наиболее сострадательно, а также своими эмоциями подчёркивает остроту тех или иных конфликтных и трагичных ситуаций. Вдобавок, вместе с Франсуазой в сюжет входит и капля романтики.

009-team-color

Длинный нос 002 — это всего лишь стереотип японцев о внешности жителей США. А ещё очень заметно, как негативно японцы относятся к… дельфинам. Дельфины здесь — отрицательные герои, наравне со всякими акулами. Правда, только модифицированные в киборгов. . Одна из причин раскрыта в одной из сторонних историй о ноль-ноль-команде: дельфины отгоняют косяки от берега, поедают промышленно ценную рыбу. И только в этой же сторонней истории робко пробивается мысль о том, что такие умные и сложные животные, возможно, достойны более дружелюбного обращения. Также встречается другая враждебная живность, вроде насекомых и летучих мышей со встроенными передатчиками и камерами.

Состоящая из 10 томов, эта история несколько затянута для кого-то, кому подавай глубокие идеи на каждом шагу, особенно поначалу. Всё самое интересное начинается где-то с 8 тома. А вот для не слишком искушённых юных любителей экшна и побольше — возможно, наоборот, интересная находка с самого начала. Привлекает драйвом и драками, удерживает человечностью героев, то и дело выдаёт порцию информации к размышлению. Отталкивает, наверное, упрощённой мультяшной графикой (которая, правда, несколько улучшена и усложнена по ходу истории). В результате, это одновременно и развлекательная, и серьёзная манга, спокойно попадающая в категорию «сёнен», то есть «для мальчиков среднего школьного возраста» — в отличие от многого того, что манга-культура может предложить сегодня. Да, за «Киборгом» замечена значительная напряжённость и повышенная мифичность происходящего ближе к самому концу, жутковатые образы последней битвы. Но стоит вспомнить даже «Наруто», как на это хочется просто закрыть глаза.

Перспективы издания

Серию наверняка поприветствуют любители классической старой манги. Но она может привлечь и некоторое количество новых поклонников того возраста, на который она и была рассчитана изначально. На мой взгляд, рассмотренные 10 томов — это то, чего достаточно для издания. Они содержат полноценную и завершённую историю и идею. Чисто теоретическое измышление: учитывая скорость издания манги на русском, последние тома выйдут спустя несколько лет после первых — как раз позволяя читателям младшей возрастной планки дорасти до трагических моментов ближе к финалу. На практике нет уверенности, что кто-то будет ждать так долго — но поклонники ретроманги уж точно приучены ждать :)

Красивые обложки с чёрной рамкой, которые приведены выше — это французский вариант издания.

Оставьте комментарий